Сегодня мы поговорим про одно из ключевых понятий управления проектами и бизнес-анализа: что такое приоритизация, почему это важно в цифровизации и внедрении технологий больших данных (Big Data). Также рассмотрим основные методы и практические техники расстановки приоритетов, которые будут полезны каждому менеджеру (руководителю) и любому специалисту: аналитику, разработчику, инженеру и исследователю данных (Data Scientist).
Что такое приоритизация и зачем она нужна в Big Data и цифровизации
Начнем с определения, которое приводит BABOK, профессиональный стандарт бизнес-аналитика [1]: приоритизация – это процесс определения относительной важности объекта (информации, задачи, требования и пр.) на основе предварительной оценки его значения, рисков, сложности реализация или других четких критериев. В свою очередь, дисциплина управления (Project Management) проектами также рассматривает расстановку приоритетов в контексте портфельного управления, когда необходимо сформировать сбалансированный набор проектов предприятия в соответствии с его стратегией или финансовыми показателями. Также здесь учитывается период инвестирования (краткосрочный, средний, долгосрочный), прогнозы по рискам и доходности, и прочие организационно-технические аспектами [2].
Таким образом, можно выделить 2 уровня приоритизации:
- стратегический, когда, например, директор по цифровизации или C-менеджер (CEO, CTO, CFO или другой руководитель высшего звена) формируют портфель проектов, определяя долгосрочную программу развития предприятия или управления изменениями в рамках цифровой трансформации;
- тактический, когда бизнес-аналитик или менеджер проекта определяет важность отдельных задач или требований к проектируемому решению, например, системе прогнозирования потребительского спроса на основе технологий Big Data и Machine Learning.
При том, что для каждого из этих уровней существуют свои методы расстановки приоритетов, они все направлены на определение важности каждого компонента. Это необходимо, чтобы в первую очередь инвестировать ресурсы (финансы, время и силы) именно в компоненты с наивысшим приоритетом. Для рассматриваемых нами примеров проекта цифровизации и внедрения Big Data продукта, стоит отталкиваться от главной цели проекта или основного назначения программного продукта, а также учитывать их эффективность [3].
Аналитика больших данных для руководителей
Код курса
BDAM
Ближайшая дата курса
13 января, 2025
Продолжительность
24 ак.часов
Стоимость обучения
72 000 руб.
Цифровизация: как рассчитать приоритет проекта
С точки зрения бизнес-аналитика в рамках управления требованиями к разработке программного обеспечения, приоритет – это атрибут (свойство) самого требования. Этот показатель определяет важность каждого требования относительно других. Например, к реализации какой функции стоит приступить прежде всего [4]. При этом BABOK выделяет 4 подхода к приоритизации [1]:
- группировка – объединение требований в категории с высоким, средним и низким приоритетом;
- ранжирование – составление упорядоченного списка, например, бэклог продукта (backlog) в Agile-подходе к разработке ПО;
- ресурсные ограничения (время и/или бюджет) – расстановка приоритетов на основе объема работ, которую команда проекта способна выполнить за установленный период времени или за фиксированное количество денег (бюджет). Этот подход чаще всего используется, когда необходимо соблюсти четкий срок или для решений, которые улучшаются на регулярной и частой основе;
- мнение заинтересованных лиц (стейкхолдеров) — установление консенсуса между заинтересованными сторонами относительно того, какие требования будут наиболее важными. На практике достичь такого согласия весьма проблематично [4].
В портфельном управлении чаще всего используются следующие подходы к приоритизации [2]:
- весовое ранжирование – попарное сравнение проектов по одному критерию с помощью матрицы или таблица многокритериального сравнения;
- скоринг – численные методы для объединения ранжированных компонентов внутри каждой категории;
- экспертная оценка, основанная на анализе подобных случаев в данной предметной области.
На практике для оценки важности проекта используются составные формулы для расчета приоритетов на основе классификационных признаков и мультипликаторов. Например, инновационность, рискованность, объем сторонних инвестиций, стратегическая важность, наличие подтвержденного финансирования и т.д. [5]. Также учитываются экономические показатели: чистая приведенная стоимость, срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности и пр. [6].
Разумеется, приоритизация в портфельном управлении и в анализе требований – это разные процессы. Обычно проекты цифровизации представляют собой можно комплексные организационно-технические мероприятия с большими бюджетами и различным содержанием. Поэтому наиболее эффективно сравнивать эти неоднородные компоненты по финансовым показателям. В свою очередь, отдельный проект по реализации или внедрению Big Data системы представляет собой набор взаимосвязанных задач, которые уже можно считать более-менее однородными по содержанию. Таким образом, приоретизировать их можно по степени влияния на общий результат. Для этого используются практические подходы (техники), самые популярные из которых мы рассмотрим далее.
5 популярных техник приоритизации
Итак, на практике наиболее часто используются следующие техники расстановки приоритетов среди однородных задач [7]:
- Impact/Effort [8] – как потраченные на реализацию задачи усилия соотносятся с нужным бизнесу результатом. В отличие от финансового показателя по возврату вложенных инвестиций (ROI), данный подход рассчитывается не в денежном выражении. Усилия можно оценивать в человеко-часах или пункты пользовательских историй b и вариантов использования (use case). Влияние может распределяться по шкале 1-5или категориям высокое/среднее/низкое.
- Модель Кано, основанная на эмоциональном восприятии пользователем той или иной функциональности, например, [9]:
- Must Be— минимальные требования, при отсутствии которых пользователь не удовлетворен;
- Indifferent— требования с неоднозначной реакцией пользователей, которым, в основном, все равно, реализованы они или нет;
- Satisfiers (Performance)— функции, которые вызывают удовлетворенность, если они реализованы хорошо, или разочарование в противном случае.
- Exciters (Attractive) – дополнительные функции, которые повышают удовлетворенность пользователя, если они есть. Но их отсутствие не вызовет недовольства.
В первую очередь следует реализовать задачи уровней Must be, затем — Satisfiers и только потом перейти к Exciters. Похожей на Kano техникой приоритизации считается метод MosCow, который делит требования на 4 категории: must, should, could, would [10]:
- Must – то, что необходимо сделать в любом случае. Без выполнения этих задач продукт не будет работать в принципе;
- Should – не самые важные требования, но они тоже должны быть выполнены после реализации «must»;
- Could – желательные требования, которые можно сделать, если останется время и будут ресурсы;
- Would – требования, которые хотелось бы сделать, но их можно проигнорировать или перенести на следующие релизы без вреда для продукта.
- Подход RICE, предложенный ИТ-корпорацией Intercom для оценки продуктовых изменений [11]:
- Reach (охват) — сколько пользователей охватит это нововведение;
- Impact (эффект)— насколько оно улучшит или ухудшит жизнь/работу пользователей;
- Confidence (уверенность)— степень уверенности в том, что вообще можем что-то улучшить;
- Effort (усилия)— сколько времени и других ресурсов понадобится, чтобы реализовать задуманное.
- Метод Карла Вигерса (Karl Wiegers), когда по шкале от 1 до 9 оцениваются польза (benefit), вред (penalty), расходы (cost) и риски (risk). Пользователи оценивают пользу от присутствия функциональной возможности (фичи) и вред от ее отсутствия. А разработчики оценивают стоимость реализации этой фичи и риск, связанный с ее разработкой. Полученные таким образом предварительные оценки подставляются в заранее составленную формулу и рассчитывается коэффициент приоритетности [12].
- Feature Bucket (ведро фич) – подход от экс-СEO соцсети LinkedIn Адама Нэша (Adam Nash). Все фичи условно делятся на 3 категории [13]:
- Metric Movers – наиболее востребованные бизнесом функции и продуктовые метрики (охват, доход и пр.).
- Customer Requests – нужные пользователям функции.
- Customer Delight – фичи, которые не обязательно запрашивают пользователи, но которые будут им полезны.
Подводя итог тому, что такое приоритизация и рассмотренным подходам к расстановке приоритетов, отметим, что многие из них применимы не только к ИТ-сфере и управлению проектами по цифровизации, включая разработку и внедрение Big Data систем. По сути, приоритизация – это ежедневная задача каждого бизнес-аналитика, менеджера проектов и руководителя. Поэтому знание методов и техник расстановки приоритетов, как и подходов к экспресс-анализу, будет полезно и для начальника любого уровня.
Другие прикладные вопросы практического применения системного и бизнес-анализа рассматриваются на наших образовательных курсах в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации ИТ-специалистов (менеджеров, архитекторов, инженеров, администраторов, Data Scientist’ов и аналитиков Big Data) в Москве:
- Аналитика больших данных для руководителей
- Штурм BABOK®Guide за 5 дней: подготовка к экзамену CBAP/CCBA (IIBA®Endorsed Course, 40 PD)
Источники
- https://analytics.infozone.pro/babok/chapters-of-babok-version-3/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Расстановка_приоритетов_в_портфеле_проектов
- https://www.advanta-group.ru/blog/kak-rasstavlat-prioritety-sredi-proektov-vasej-kompanii/
- https://analystpages.ru/2018/11/12/requirements-prioritization/
- https://pmjournal.ru/articles/keysy/kak-rasschitat-prioritet-proekta/
- https://pmexpert.ru/press-center/news-world/detail.php?ID=11401
- https://dou.ua/lenta/articles/prioritization-approach/
- https://medium.com/@itamargilad/why-impact-effort-prioritization-doesnt-work-57d141fafc2c
- https://foldingburritos.com/kano-model/
- https://vc.ru/hr/63226-metod-moscow-kak-sfokusirovatsya-na-glavnom-i-stat-effektivnee
- https://www.intercom.com/blog/rice-simple-prioritization-for-product-managers/
- https://www.processimpact.com/articles/prioritizing.pdf
- https://adamnash.blog/2009/07/22/guide-to-product-planning-three-feature-buckets/