Продолжая разговор про развитие отечественной цифровизации с учетом Указа Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который вышел 21 июля 2020 года, сегодня мы рассмотрим, насколько хорошо реализуются проекты национальной программы «Цифровая экономика РФ», и какие факторы этому препятствуют.
Темпы реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ»
Напомним, национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», паспорт которой утвержден 24 декабря 2018 года, включает 6 федеральных проектов [1]:
- Нормативное регулирование цифровой среды;
- Информационная инфраструктура;
- Кадры для цифровой экономики;
- Информационная безопасность;
- Цифровые технологии;
- Цифровое государственное управление.
Все эти проекты реализуются с разной степенью успешности. Например, в мае 2020 года стало известно, что мероприятия по развитию сетей связи 5G, созданию единой государственной облачной платформы, типового автоматизированного рабочего места госслужащего, венчурного фонда поддержки образовательных проектов не укладываются в заданные сроки. В частности, в первом квартале 2020 года полностью было достигнуто лишь 6 показателей из 231 запланированных. Примерно 150 отклонились от заданных сроков в процессе реализации, а почти 30% (66) — признаны невыполненными, распределившись по ключевым направлениям следующим образом [2]:
- Нормативное регулирование цифровой среды – не выполнено 9 проектов;
- Информационная инфраструктура – не выполнено 11 проектов;
- Кадры для цифровой экономики – не выполнено 10 проектов;
- Информационная безопасность – не выполнено 13 проектов;
- Цифровое государственное управление – не выполнено 20 проектов из 74.
Кто виноват и что делать: как изменится национальная программа
Чтобы улучшить темпы реализации нацпрограммы, эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ предлагают упростить сложную структуру управления, которая включает органы власти, государственные корпорации, АНО и институты развития. Также рекомендуется провести аудит мероприятий и пересмотреть приоритеты с учетом накопленного опыта и изменившейся экономической ситуации [2].
В частности, предлагается отложить реализацию некоторых проектов из-за пандемии коронавируса COVID-19. На заседании правительственной комиссии 15 мая 2020 года специалисты Аналитического центра предложили исключить из федерального проекта «Информационная безопасность» ряд мероприятий и перераспределить предусмотренный на них бюджет в размере 1,6 миллиардов рублей на другие задачи этого проекта [3].
В свою очередь, такие предложения Аналитического центра вызваны письмом Минкомсвязи, которое является одним из главных ответственных исполнителей нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». В конце мая 2020 года Минкомсвязь направило в Аналитический центр при Правительстве РФ новые формулировки и показатели пунктов программы. В них предлагается внести изменения в направления цифрового государственного управления, импортозамещения программного обеспечения, поддержки сквозных технологий, информационной безопасности, развития ЦОДов, подготовки кадров, сетей 5G, а также некоторых других целей и задач. Например, федеральный проект «Цифровые технологии» предлагается расширить направлением «Искусственный интеллект», отразив это в названии – «Искусственный интеллект и цифровые технологии». Это влечет добавление новой цели: «Создание регуляторных, финансовых и технологических условий для развития и ускоренного внедрения отечественных продуктов, сервисов, решений на базе цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в экономике и социальной сфере». Также предложен ряд других изменений, подробный перечень которых доступен в источнике [4].
Примечательно, что еще в апреле 2020 года Минкомсвязь предложила секвестрировать общий бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» на 19 миллиардов рублей, направив в Правительство РФ соответствующие предложения. Эта сумма распределяется между федеральными проектами следующим образом [5]:
- Нормативное регулирование цифровой среды – 125 миллионов рублей;
- Информационная инфраструктура – 1,6 миллиардов рублей;
- Кадры для цифровой экономики – 3,4 миллиарда рублей;
- Информационная безопасность – 6,9 миллиарда рублей;
- Цифровые технологии – 5,3 миллиарда рублей;
- Цифровое государственное управление – 2 миллиарда рублей.
Напомним, изначальный бюджет нацпрограммы на 2020 год составлял 151 миллиард рублей [3] при общем бюджете 1634,9 миллиардов рублей на 2018-224 годы [1]. Тем не менее, несмотря на сокращение финансирование, работа над проектами национальной программы продолжается. В частности, активно реализуется проект «Кадры для цифровой экономики», когда частные компании совместно государственными организациями запускают программы обучения цифровым технологиям. В рамках этого направления Школа Больших Данных обновила свой практический курс «Аналитика больших данных для руководителей», подготовив серию прикладных тренингов специально для государственных и муниципальных организаций, с учетом содержания национальной программы «Цифровая экономика РФ», вызовов современного рынка и текущего развития технологий больших данных (Big Data), машинного обучения (Machine Learning) и промышленного интернета вещей (IIoT).
Источники
- http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf
- https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_экономика_России
- https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Национальная_программа_Цифровая_экономика_Российской_Федерации
- https://d-russia.ru/nacionalnuju-programmu-cifrovaja-jekonomika-zhdut-znachitelnye-izmenenija.html
- https://d-russia.ru/minkosvjaz-napravila-v-pravitelstvo-predlozhenie-umenshit-rashody-nacionalnoj-programmy-cifrovaja-jekonomika-na-bolee-chem-19-mlrd-rub.html