Продолжая разбирать, что такое цифровая трансформация, сегодня мы рассмотрим те случаи, когда вам не нужен директор по цифровизации (Chief Digital Transformation Officer, CDTO). А также дадим несколько простых советов, что делать, если иметь такого топ-менеджера вам предписывают рекомендации Минкомсвязи. Читайте в нашей статье, как превратить цифровизацию из модного слова в реальный инструмент эффективного управления бизнесом.
Как обойтись без CDTO: экономная и эффективная цифровизация – это фантастика?
Напомним, 4 февраля 2020 года Минкомсвязи направило в федеральные ведомства, агентства и службы требования к CDTO и методические рекомендации по тестированию управленческих навыков кандидатов на эту должность [1]. Таким образом, цифровизация продолжает свое победное шествие по России, мутируя из нацпрограммы в национальную идею. Впрочем, если говорить серьёзно, при всей полезности и своевременности смысла цифровой трансформации, практическая реализация этой инициативы, как обычно, вызывает вопросы. Далеко не всегда поиск и найм весьма дорогостоящего топ-менеджера (от 750 тысяч до 1,2 миллионов рублей в месяц [2]) – это оправданная инвестиция. В частности, мы выделили 3 случая, когда директор по цифровизации – совершенно не нужная для бизнеса должность. Рассмотрим эти ситуации подробнее:
- очень молодая и маленькая компания. Если вы совсем недавно основали свой стартап, то, скорей всего, ваш бизнес уже живет по современным законам цифровой эффективности и никакая дополнительная трансформация ему не требуется. По крайней мере, пока. В этом случае все вопросы по развитию бизнеса, организации производственных процессов, поиску инноваций и созданию ценностей, как правило, решает сам руководитель – генеральный директор или основатель компании. Однако, чтобы не утонуть в нескончаемом потоке операционных задач, руководителю пригодится знание современных ИТ-инструментов и методов менеджмента. Например, зачем нужна аналитика больших данных (Big Data), как не попасть на штрафы GDPR и почему машинное обучение (Machine Learning) помогает сократить маркетинговый бюджет, повысив ROI от таргетированной рекламы. Об этих и других прикладных кейсах, полезных как крупному, так и малому бизнесу, мы рассказываем на нашем курсе обучения Big Data для менеджеров – Аналитика больших данных для руководителей.
- у вас уже давно все оцифровано, автоматизировано и оптимизировано. Это вариант пока является лишь желаемой целью даже для самых известных ИТ-компаний и больших корпораций, которые стремятся стать data-driven организациями. На практике для подавляющего большинства частных бизнесов любого масштаба и государственных предприятий тотальная цифровизация пока остается фантастикой. Тем не менее, даже если вы находитесь на самом высоком, 5-м уровне CMMI-модели управленческой зрелости (Capability Maturity Model Integration), необходим постоянный мониторинг всех бизнес-процессов и поиск возможностей их улучшить. Современные технологии аналитики больших данных позволяют руководителям и линейным специалистам быстро получить целостную картину всех показателей производственной деятельности. А самообучающиеся алгоритмы Machine Learning подскажут наиболее оптимальные решения.
- за R&D и прочие инновации у вас отвечает директор по развитию или другой управленец высшего звена, курирующий все направления деятельности компании, а не только отдельные профильные области. Это наиболее жизненный вариант, когда вопросами цифровизации займется уже существующий топ-менеджер. В частности, проанализировав типовую инструкцию директора по развитию [3], можно сделать вывод, что понятие CDTO отлично укладывается в эту должность с поправкой на популярные сегодня технологии Industry0: Big Data, Internet of Things, Machine Learning, а также Agile-подходы к управленческой деятельности. Таким образом, если в вашей компании давно и успешно работает директор по развитию, можно назначить данного человека главным по корпоративной цифровизации, внеся незначительные изменения в его контракт и указание должности на визитке. Разумеется, понадобится также повысить квалификацию данного сотрудника в области современных цифровых технологий, обучив его на специализированных курсах. Однако, даже с учетом подобных инвестиций, ROI от такого CDTO будет существенно выше, чем от нового топ-менеджера, пришедшего извне. Кроме того, «свой» сотрудник, проверенный временем и успешными кейсами решения производственных проблем, уже заслужил уважение коллег и доверие высшего руководство (акционеров компании). А потому он, вероятно, не столкнется с саботажем подчиненных и сможет эффективно «разрулить» подобные конфликты [4]. Например, при внедрении системы предиктивной или предписывающей аналитики, о чем мы расскажем в следующей статье.
Самое главное, помните, что Chief Digital Transformation Officer – это не супермен, который волшебным образом мгновенно сделает из неэффективного и отсталого в цифровом плане предприятия современную data-driven компанию. Как и любому топ-менеджеру, CDTO необходима квалифицированная команда, ресурсы на преобразования и полномочия их осуществлять. Только при наличии такой поддержки лидерские качества и профессиональные компетенции CDTO принесут ощутимую пользу.
Каких результатов ждать от директора по цифровизации и как эффективно реализовать цифровую трансформацию своего бизнеса, вы узнаете, пройдя обучение на наших образовательных курсах в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации руководителей и ИТ-специалистов (менеджеров, архитекторов, инженеров, администраторов, Data Scientist’ов и аналитиков Big Data) в Москве:
Источники
- http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Директор_по_цифровым_технологиям_(Chief_Digital_Officer,_CDO)_в_России
- https://www.kommersant.ru/doc/3606206
- https://www.rabota.ru/articles/hr/dolzhnostnaja_instruktsija_direktora_po_razvitiju_dolzhnostnye_objazannosti_direktora_po_razvitiju_obrazets_dolzhnostnoj_instruktsii_direktora_po_razvitiju-3999
- https://www.vedomosti.ru/career/blog/2020/02/14/823052-kak-naiti-direktora-tsifrovoi-transformatsii