ТОП-15 проблем цифровой трансформации, с которыми сталкивается каждый CDTO

цифровизация, цифровая трансформация, Big Data, Большие данные, цифровая экономика

В продолжении темы про текущее состояние и ожидаемые тренды цифровой трансформации отечественных предприятий, сегодня мы рассмотрим, что мешает директору по цифровизации успешно воплощать стратегию корпоративного изменения. Читайте далее, с какими основными трудностями сталкивается Chief Digital Transformation Officer (CDTO) и как их обойти.

5 проблем CDTO: главные факторы, препятствующие цифровой трансформации

Как показал опрос ТОП-менеджеров, проведенный российской аналитической компанией KMDA в рамках исследования современного состояния отечественной цифровизации в 2020 году, наиболее значимыми факторами, которые препятствуют успешной реализации проектов Digital Transformation, считаются следующие [1]:

  • чрезмерная загруженность повседневными делами («текучка» операционной деятельности), что отмечает каждый 2-ой руководитель;
  • отсутствие поддержки и координации со стороны высшего руководства, недостаточно четкая концепция управления цифровой трансформацией, включая отсутствие единого органа управления, приводит к слабому кросс-функциональному взаимодействию подразделений и низкому уровню координации действий. Это ставит под угрозу эффективность реализации всей программы цифровой трансформации, приводит к затягиванию сроков проектов и увеличению затрат на их реализацию.
  • несогласие с отдельными пунктами или всей стратегией цифровизации в целом, что может приводить к сопротивлению, вплоть до увольнения и признания «эксперимента по цифровой трансформации» провальным;
  • недостаток компетенций (как личных, так и в отношении членов команды);
  • несогласие с предусмотренными показателями эффективности (KPI), включая отсутствие ясно прослеживаемой связи между предпринимаемыми усилиями и их влиянию на общие результаты компании.
Chief Digital Transformation Officer, CDTO, цифровизация, цифровая трансформация, проблемы директора по цифровизации
Главные препятствия для отечественных CDTO по исследованию KMDA, 2020

  

Еще 10 ошибок в проектах цифровизации: точка зрения Gartner и российские реалии

Ответственность за провал проектов цифровой трансформации лежит не только на CDTO. Аналитики зарубежного агентства Gartner отмечают, что успех цифровизации зависит от действий на всех на трех уровнях управления: стратегическом, тактическом и операционном. В частности, проведенные Gartner опросы показали, что несмотря на активные инвестиции в проекты цифровой трансформации, большинство компаний не обеспечивают достаточных изменений корпоративной бизнес-модели и культуры, которые соответствует концепции data-driven. При этом Gartner выделяет следующие ключевые ошибки, которые мешают бизнесу или государственным и муниципальным организациям успешно проводить цифровизацию своих компаний [2]:

  • неверное понимание истинных масштабов трансформации, без учета изменения отрасли или влияния цифровых технологий на инновации и бизнес-модели;
  • чрезмерная концентрация на внутренних потребностях предприятия вместо детального анализа клиентских потребностей с учетом перспективных изменений отрасли и рынка в целом;
  • личная отстраненность, когда члены совета директоров рассматривают цифровую трансформацию как проблему управления, а не как часть своей роли, тогда как исполнители считают ее лишь частью ИТ. Подобные диссоциации препятствуют реальным изменениям. Цифровая трансформация должна быть частью миссии организации и являться базой для ее лидеров. Иначе прогресс будет неоднородным или вовсе не достигнутым компанией.
  • отсутствие четкой определенности в целях, показателях, конечном результате и формате цифровой трансформации, когда проекты цифровизации не связаны друг с другом или даже конкурируют между собой за ресурсы, такие как денежные инвестиции, приоритеты выполнения и компетентные сотрудники.
  • локальные оптимумы вместо общего улучшения, когда инициативы сосредоточены только на точечных задачах текущего периода, а не направлены на глобальные преобразования, полезные для всей организации в перспективе. Даже если вы реализуете стратегию эволюционного улучшения, трансформация должна структурной и направленной на изменение бизнес-модели, переосмысление продуктов и процессов их создания.
  • отсутствие установки «на рост», при которой инновации приветствуются, а проблемы воспринимаются как возможности для развития;
  • чрезмерное планирование, которое замедляет процесс изменений и сокращает гибкость. Бороться с этим поможет бережливое мышление (lean thinking) стартапов, где часть процедур строгого планирования заменены короткими экспериментами в стиле Agile-подхода. Они направлены на быстрое и итеративное создание инноваций в виде минимально жизнеспособного продукта (MVP), который может быть представлен потребителю, а затем улучшен посредством анализа реальных отзывов через обратную связь.
  • фокус на технологиях вместо ориентации на их полезность для бизнеса, когда новый ИТ-инструмент позиционируется как ценность сам по себе, а не средство достижения конкретной бизнес-цели;
  • игнорирование корпоративной культуры, которая, согласно определению профессионального руководства по бизнес-анализу BABOK®Guide, представляет собой ценности, нормы и убеждения, разделяемые сотрудниками предприятия. Стоит помнить, что цифровизация – это, прежде всего, про бизнес-продукты, процессы и людей, изменяемые с помощью ИТ. Поэтому низкий уровень цифровой культуры в организации является серьезным препятствием для успешного воплощения стратегий цифровой трансформации. Это также отмечают аналитики отечественного агентства KMDA в своем отчете о цифровой трансформации в России, который мы разбирали вчера [1].

В дополнение к мнению исследователей Gartner добавим еще одну типичную ошибку, которая часто встречается в реальных проектах цифровой трансформации – отсутствие у большинства сотрудников четкого понимания целей, этапов, результатов и компонентов цифровой трансформации, а также их положительного влияния на бизнес в целом и работу каждого исполнителя в частности. Подобное незнание стратегических направлений приводит к сопротивлению и саботажу цифровых инициатив, что тоже является одной из ключевых причин, почему проекты цифровизации оканчиваются провалом.

Как избежать этих и других ошибок CDTO на практике в реальных проектах цифровизации своего бизнеса или цифровой трансформации государственных и муниципальных предприятий, вы узнаете на нашем обновленном курсе «Аналитика больших данных для руководителей» в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации разработчиков, менеджеров, архитекторов, инженеров, администраторов, Data Scientist’ов и аналитиков Big Data в Москве.

Источники

  1. Аналитический отчет компании KMDA «Цифровая трансформация в России – 2020: обзор и рецепты успеха» https://drive.google.com/file/d/1xVK4lSanDZSCN6kGAHXikrGoKgpVlcwN/view
  2. https://www.gartner.com/smarterwithgartner/avoid-these-9-corporate-digital-business-transformation-mistakes/

 

Поиск по сайту