Ранее мы рассказывали, что общего между бережливым производством и DevOps. Сегодня рассмотрим, как 7 принципов Lean отражены в разработке программного обеспечения. Также читайте в нашей статье об актуальности методологии ITIL для проектов цифровизации и внедрения технологий больших данных (Big Data).
7 принципов Lean в ИТ
Мы уже упоминали, что впервые концепцию Lean к области ИТ адаптировали программисты Мэри и Том Поппендики, опубликовав в 2003 году книгу «Бережливое производство программного обеспечения» («Lean Software Development: An Agile Toolkit»). В этом труде они изложили принципы и практики бережливой разработки ПО [1]:
- ликвидировать потери, определив главную ценность для конечного потребителя (программное решение) и максимально сократив действия, которые ее не производят (согласование, документирование, тестирование);
- встраивать качество, используя разработку через тестирования;
- создавать знание не в виде разрозненных документов, а с помощью эффективных коммуникаций между членами команды и единого центра актуальных данных;
- откладывать необратимые решения, чтобы фундаментальные ошибки не привели к краху всего проекта. Например, прежде чем приступить к непосредственному кодированию, следует продумать архитектуру проектируемой системы с учетом будущих перспектив и возможных рисков;
- доставлять быстро, превратив релиз в рутину, а не в событие;
- уважать людей, объективно оценивая их мнения с точки зрения разумности и полезности, а не регалий и прочих внешних факторов (стаж, прежние заслуги и т.д.);
- оптимизировать целое, принимая во внимание общее улучшение деятельности, а не только локальную оптимизацию отдельных его частей. Например, выявив с помощью карт потока создания ценностей неэффективные процессы, в первую очередь следует исправить те точки, от которых зависят остальные этапы, чтобы не тратить ресурсы на «двойную» или «тройную» переделку.
Цифровизация, бережливое производство и ITIL
Напомним, цифровизация представляет собой переход предприятия или целой отрасли на новые модели бизнес-процессов, менеджмента и способов производства на базе современных ИТ, в т.ч. интернет вещей (Internet of Things), Big Data, машинное обучение (Machine Learning) и прочие методы искусственного интеллекта. При этом цифровая трансформация активно использует лучшие практики бизнес-аналитики и управления качеством, включая Agile-подходы к планированию работ и их выполнению, а также принципы Lean. В частности, для идентификации потерь и их исключения из производственного цикла применяются средства расширенной аналитики больших данных. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.
Подчеркнем, что технологии Big Data, как и Lean – это всего лишь инструменты достижения бизнес-целей, а не отдельная инициатива, ценная сама по себе. Более того, проекты больших данных и цифровизации с технической точки зрения – это рядовые элементы корпоративной ИТ-инфраструктуры, для управления которой еще с 1980-х годов используется фреймворк ITIL (IT Infrastructure Library, библиотека инфраструктуры информационных технологий). Эта методология включает практики и принципы по управлению ИТ-услугами для повышения эффективности бизнеса. Руководящие принципы ITIL почти полностью повторяют основы Lean [2]:
- фокус на ценности;
- действия по текущей ситуации;
- итеративный прогресс с обратной связью;
- сотрудничество и открытость действий;
- целостное мышление и слаженная работа;
- практичность и простота;
- оптимизация и автоматизация.
Ключевые шаги бережливого производства и практики ITIL также практически на 100% совпадают друг с другом [3]:
Lean |
ITIL |
Определить ценность каждого продукта (услуги) для клиента |
Идентифицировать предоставляемые ИТ-услуги и их связь с производственными процессами и бизнес-услугами |
Определить все процессы потока создания ценности и устранить потери |
Обеспечить интеграцию и повышение эффективности процессов взаимодействия разных фаз жизненного цикла ИТ-услуг и системы управления ИТ |
Обеспечить непрерывное течение потока создания ценности |
Обеспечить непрерывное улучшение услуг через управление проблемами и рисками |
Обеспечить вытягивание производства, создавая продукт по мере потребительского спроса |
Обеспечить управление уровнем услуг, мощностями и изменениями |
Постоянно улучшать процессы и качество продукции, искать новые возможности |
Обеспечить непрерывное улучшение услуг через управление знаниями, талантами и стратегией |
Кроме того, одна из основных целей внедрения рекомендаций ITIL направлена на снижение непродуктивных затрат в ИТ-деятельности, что соответствует главному назначению Lean – избавиться от потерь. Наконец, как и все Agile-подходы, ITIL – это не только технические практики и процессы, но и организационная работа с людьми [3]. Поэтому цифровизация начинается не с внедрения Apache Hadoop, Spark, Kafka и прочих технологий Big Data, а с изменения человеческого мышления. Например, понимания ценности продукта для конечного потребителя и отбрасывании лишнего. Как это сделать на примере анализа и формализации требований к ПО в условиях компромисса между жесткими рамками ГОСТ-ов и Agile, мы рассмотрим в следующей статье.
Еще больше реальных примеров цифровизации бизнеса и практических кейсов из аналитики больших данных вы узнаете на наших образовательных курсах в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации руководителей и ИТ-специалистов (менеджеров, архитекторов, инженеров, администраторов, Data Scientist’ов и аналитиков Big Data) в Москве:
Источники
- https://geekbrains.ru/posts/howto_lean_development
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ITIL
- https://cleverics.ru/subject-field/articles/137-lean-it