Как большие данные (Big Data) убивают типичного клиента или почему вам срочно нужен персональный маркетинг

Как большие данные (Big Data) убивают типичного клиента или почему вам срочно нужен персональный маркетинг

Как меняется маркетинг в эпоху социальных сетей и больших данных (Big Data) и чем это поможет вашему бизнесу: рассматриваем практические примеры персонализации рекламных предложений.

Новый маркетинг: почему вашего типичного клиента больше нет

Описывая портрет своего потенциального клиента, традиционный маркетинг попадает в ловушку обобщения. Например, целевая аудитория продукта: домохозяйки с маленькими детьми, владельцы японских авто с пробегом более 100 тысяч километров или обеспеченные миллинеалы с высшим образованием.

При этом возникает «проблема мертвых душ» — группа есть, а человека нет. В реальном мире отсутствует абстрактный «пользователь продукта», такой как молодой человек 25-35 лет, пользующийся мобильным интернетом по 3 часа каждый день. В жизни есть вполне конкретный Петр Евгеньевич Сидоров, 27 лет, холост, который работает врачом-анестезиологом сутки через двое, 3 раза в неделю ходит в тренажерный зал, предпочитает не тратить время на приготовление пищи, но придерживается здорового питания, в интернете общается с друзьями через соцсети, а также любит читать фантастические рассказы и медицинские статьи.

Задача маркетолога – подобрать специальный продукт, который подходит именно этому клиенту. Например, лимитированный трафик для смартфона и домашнего компьютера, доставку ЗОЖ-блюд домой и на работу или клиентская карта фитнес-клуба с гибким расписанием тренировок и возможностью переноса занятий на случай внеплановых дежурств.

Big Data, Большие данные, машинное обучение, Machine Learning, реклама, маркетинг, churn rate, целевая аудитория, клиент
Персональный маркетинг — индивидуальная работа с каждым клиентом из целевой аудитории

Среди множества рекламных предложений по аналогичным продуктам и услугам потребитель выбирает то, что удобно именно ему. Поэтому нужно знать о своих клиентах, текущих и потенциальных, максимум информации, а не только ключевую характеристику относительно вашего бизнеса.

ФИО, возраст, семейное положение, дружеское окружение, уровень доходов, место проживания, образование, карьера, хобби и предпочтения – эти сведения позволят предугадать потребности клиента, предложить ему подходящий товар или услугу и стимулировать к повторной покупке [1]. Опыт американских компаний подтверждает, что персонализированный подход к клиентам, увеличивает продажи в среднем на 19% [2]. А успешные кейсы сокращения рекламного бюджета при увеличении выручки в отечественном маркетинге мы описывали здесь [1].

 

Где взять данные о клиенте и как их анализировать

Сегодня, в эпоху соцсетей, даже личная информация перестает быть секретом – люди охотно делятся важными событиями и повседневными мыслями со всем миром, публикуя посты и фотографии на своих страницах. Поэтому, чтобы лучше узнать своего клиента, вам нужна только ссылка на его профиль в социальной сети. Страница соцсети не заменит карточку клиента в корпоративной CRM-системе, но существенно дополнит ее [3].

Постоянно увеличивающиеся объемы и разные форматы сообщений в социальных сетях делают задачу сбора и анализа этой информации прикладной сферой Big Data-технологий.

Big Data, Большие данные, машинное обучение, Machine Learning, реклама, маркетинг, ритейл, e-commerce, churn rate, социальные сети, соцсети, целевая аудитория, клиент
Социальные сети — уникальный источник данных о клиентах

После автоматизированного сбора сведений о клиентах, эту информацию следует очистить от ошибок, опечаток и нерелевантных значений, чтобы определить факторы, влияющие на целевую (таргетную) переменную.

Затем модель машинного обучения (Machine Learning) проверяет гипотезы об зависимости различных характеристики друг от друга и формирует рекомендации. Например, предложить потребителю семейную карту лояльности с новым тарифом, если страница соцсети вашего клиента стала наполняться постами об отношениях и романтическими фото.

Персональный маркетинг – это не просто обращение к потребителю по имени в рекламном предложении. Поздравьте клиента с днем рождения, защитой диплома или другим важным событием, о котором он недавно сообщил в своих соцсетях, заодно рассказав о своей продукции, подходящей к этому случаю.

Не бойтесь встревожить потребителя излишней осведомленностью: 73% клиентов предпочитают бренды, использующие их личные данные для более формирования наиболее подходящих и выгодных маркетинговых предложений [2].

Кроме того, сбор и анализ подробной информации о потребителях помогут вам более точно сегментировать целевую аудиторию, чтобы предложить каждому пользователю именно то, в чем он нуждается. С помощью технологий Big Data и Machine Learning можно даже выявить, как погодные условия влияют на уровень продаж и повысить эффективность своих маркетинговых кампаний, о чем мы подробно рассказываем в новой статье.

Также инструменты больших данных и машинного обучения позволят найти новые продуктовые направления, определить неосвоенные области рынка, эффективнее спланировать и запустить рекламные кампании, выявить отраслевые тренды и изменения в поведении клиентов [4].

Big Data, Большие данные, машинное обучение, Machine Learning, реклама, маркетинг, ритейл, e-commerce, churn rate, социальные сети, соцсети, целевая аудитория, клиент
Технологии Big Data для сбора и анализа данных о клиентах из социальных сетей — главный инструмент современного маркетолога

А как именно использовать эти информационные технологии на практике, мы расскажем на наших обучающих курсах для инженеров, администраторов и аналитиков больших данных (Data scientists) и машинного обучения.

На занятиях вы освоите все тонкости работы с программно-аппаратным обеспечением, а также узнаете прикладные методы, средства и аналитические инструменты для решения реальных бизнес-задач. Например, вопросы сегментации целевой аудитории, прогнозирования и снижения оттока клиентов (Churn Rate) мы рассматриваем на курсе машинного обучения на Python.

Выбирайте свой образовательный интенсив и встречаемся в классе!

Источники

  1. https://bigdataschool.ru/blog/big-data-реклама-и-маркетинг/
  2. http://blog.getgoodrank.ru/personalizirovannyj-marketing-chto-kogda-zachem/
  3. https://tproger.ru/blog/big-data-for-business/
  4. https://rb.ru/opinion/gid-po-rynku/